тел.: 8(915)013-17-49

Элементы выездки

Выездка – это венец мастерства верховой езды. Но прежде, чем эта зрелищная демонстрация достигнет действительно высокого уровня, лошадь необходимо обучить правильно двигаться и быть послушной командам наездника. Только умелое обращение с животным позволит добиться успеха в дрессуре.

Простые элементы выездки

Всадник и животное должны четко взаимодействовать друг с другом. Только в этом случае их работа будет успешной. Приступать к простым элементам выездки можно после того, как будет установлен полный контроль над лошадью и она научится воспринимать самые незаметные импульсы, исходящие от наездника.

Все элементы выездки делят по степени сложности. К легким относят несложные манежные фигуры, выполняемые в разном темпе на различных аллюрах. Элементы средней сложности включают в себя смену ног на галопе, траверсали, зигзаг без перемены ног и др. Вершина мастерства – полная программа выступления с включением пируэтов, пассажа и пиаффе.

Простые элементы выездки, которые являются первым шагом к высшей школе верховой езды:

  1. Остановка.
  2. Положение всадника – вес тела перемещается на заднюю часть корпуса лошади и оказывается одновременное давление на удила. Положение лошади – неподвижная стойка с равномерной опорой на все четыре ноги. Правильная остановка должна быть четкой, но без резкого перехода. На легчайший набор повода животное должно реагировать моментально с любого аллюра.

  3. Езда по прямой.
  4. Для лошади и всадника это простое упражнение оказывается сложным испытанием. Животное не может ехать прямо в силу своих врожденных особенностей. Для достижения цели всадник должен корректировать ее движение поводом, равномерно натягивая его и повторяя эти посылы.

  5. Поворот.
  6. Положение лошади – голова и тело изогнуты, задняя часть корпуса не раскачивается, глаза направлены в сторону поворота. Положение всадника – смотрит в сторону поворота, вес тела перемещается на внутреннее бедро, икра этой же ноги сдерживает лошадь в нужном темпе и удерживает ее внутренний изгиб. Руки выставлены слегка вперед, но не касаются гривы. Таким образом, он помогает лошади удерживать равновесие при повороте.

  7. Поворот на заду, поворот на переду.
  8. Лошадь проходит четвертую часть круга за два шага. Из стойки на месте лошадь разворачивается в пол-оборота вокруг задней или передней части корпуса. Осевой остается левая заднюю или левая передняя нога. Наездник регулирует баланс с помощью соответствующей посадки, перемещая тяжесть тела в нужную сторону.

  9. Уступка шенкелю.
  10. Шенкель – это внутренняя часть ноги наездника от колена до ступни, с помощью которой наездник дает посыл вперед и одновременно управляет задней частью корпуса лошади. Элемент представляет собой движение лошади вперед боком на пружинистых, поочередно переставляемых ногах. Корпус и шея животного слегка изогнуты, голова при этом поднята и направлена в сторону, противоположную движению. Всадник телом дает команду лошади двигаться вперед, а шенкелем направляет ее вбок. Повод помогает удерживать голову животного, а внешняя нога контролирует направление движения.

  11. Движение полубоком.
  12. Обе задние ноги лошади движутся по одной линии, передняя часть корпуса слегка подана внутрь. Изгиб тела незначительный.

  13. Плечом внутрь.
  14. Голова лошади повернута в противоположную направлению движения сторону. Задняя часть корпуса движется по определенной линии, передняя часть слегка изгибается внутрь. Передние ноги переставляются одна через другую и идут по внутренней дорожке. Задние ноги идут прямо по внешней дорожке.

Упражнения для опытных наездников

Для тех, кто овладел простыми элементами выездки, можно отрабатывать упражнения повышенной сложности:

  1. Осаживание.
  2. Чтобы остановить лошадь таким образом, наездник вначале дает ей команду двигаться вперед. Как только животное намеревается сделать шаг, удила натягиваются так же, как при выполнении элемента «остановка». Происходит резкое «торможение», во время которого задние ноги находятся на одной линии с передними.

  3. Принимание.
  4. Поступательное движение, которое выполняется шагом, галопом или рысью. При этом лошадь движется по диагонали боком. Корпус слегка изогнут по направлению движения. Передняя часть корпуса направлена вперед, а задняя движется, делая упор на одну ногу. Ноги при этом высоко поднимаются. Создается эффект скольжения по манежу.

  5. Круговое галопирование.
  6. Галоп по кругу с ведущей правой передней ногой.

  7. Перемена ног на галопе.
  8. В галопе в момент подвисания ноги меняется правая ведущая на левую. Менка должна происходить с одной стороны одновременно передней и задней ногами. При этом темп галопа и движение вперед не задерживается. Смена ног производится только по команде наездника.

  9. Пируэт.
  10. Это сложное движение, которое требует концентрации внимания всадника и лошади. Передняя часть корпуса животного двигается плавно по кругу, а задняя остается статичной. Задние ноги двигаются в темпе галопа на месте. При этом лошадь совершает оборот на 180 или 360 градусов.

  11. Траверс.
  12. Корпус лошади изогнут к внешней стенке манежа, голова повернута в сторону, а глаза смотрят по направлению движения. Задние ноги движутся по внутренней дорожке.

  13. Ранверс.
  14. Лошадь изгибается, как при траверсе, но голова повернута во внешний круг манежа. Менять постав головы из одной стороны в другую лошадь должна уметь по команде наездника.

Фигуры «высшего пилотажа»

Эти элементы позволяют показать высокое мастерство дрессуры и верховой езды:

  1. Пассаж.
  2. Элемент характеризуется, как ритмичная собранная рысь. Но при этом лошадь больше движется в высоту, чем вперед, совершая при этом плавные, ровные и грациозные движения. Сильный акцент на подвисании создает эффект замедленного темпа. Этот элемент хорошо подчеркивает природные данные лошади.

  3. Пиаффе.
  4. Еще одна разновидность рыси. Лошадь движется на месте, поднимая ноги на одинаковую высоту. Правильным считается 10-12 темпов высокой рыси на месте. Это сложное упражнение, требующее от лошади предельной собранности и высочайшего умения. Всадник, сжимая и разжимая поводья в кулаке, может регулировать темп движения животного.

  5. Левада.
  6. Зрелищный элемент. Фиксированная стойка на сильно согнутых задних ногах.

  7. Курбет.
  8. Прыжок на задних ногах вверх и вперед.

  9. Каприоль.
  10. Этот прыжок называют оленьим. Лошадь делает стойку на задних ногах. Из этого положения выполняется прыжок вперед. При этом задние ноги вытягиваются, а передние подгибаются под себя. Получается силуэт оленя в прыжке.